Литва: Один день в Вильнюсе (Часть I)

Никогда не был в Литве. Я решил это исправить и съездить на выходные в Вильнюс. Уже в понедельник мы с другом взяли билеты на поезд. Решили поехать в субботу и вечером же вернуться назад. Так как началась суровая морозная зима, подумали, что дня для осмотра города нам вполне хватит.

Суббота. Поезд подождал ровно 2 минуты и в 9:51, как было написано в расписании, отправился в путь.
Уже через два часа мы были в Вильнюсе на центральном вокзале.
Здесь мы взяли карту старого города и, прежде всего, решили раздобыть местную валюту. Как оказалось в дальнейшем – задача была не простая. Все банки в субботу были закрыты, и даже те, которые должны были работать. Одним словом, обойдя полгорода, мы вернулись назад, откуда начали свой путь. И здесь рядом, на автовокзале, обнаружили работающий обменник. Наконец-то у нас были свои литы.
Теперь мы неспешно могли осматривать город. Некогда город был обнесен стеной, и попасть в него можно было через одни из девяти ворот. До нашего времени сохранились лишь одни – знаменитая Острая брама. С нее мы и начали свое городское путешествие.
Ворота известны тем, что здесь находится чудотворный образ Матери Божией Остробрамской. Специально для него в 1671 году монахи кармелиты построили над воротами часовню.
Когда в Вильнюсе появилась икона никто точно не знает. По одной из версий икона чудесным образом появилась на Острых вратах 14 апреля 1431 г. Другая версия гласит, что чудотворный образ был подарен великому князю литовскому Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда князь принял христианство.
Вниз по улице костел Святой Тересы.
А совсем рядом церковь Святого Духа. Единственная в Вильнюсе православная церковь, не бывшая в руках униатов.
Вообще стоит отметить, что такое множество храмов как в Вильнюсе, мне видеть еще не приходилось.
Даже несмотря на мороз в 12 градусов, ходить по городу было легко и интересно. Мне всегда нравились узкие средневековые улицы, со своими домами, окна которых смотрели друг на друга.  Дороги, застеленные обтесанным камнем. Причудливые и непохожие ни на один другой дворики. Все было как в старой доброй сказке. Но продолжим.
Барочные ворота открывающие путь к церкви Святой Троицы и базилианскому монастырю. На фронтоне расположена барельефная композиция  «Святая Троица и шар земной».
Почти напротив ратуши расположился костел Святого Казимира.
После ратушной площади мы направились в сторону кафедрального собора.
Никольская церковь, каменное здание которой было заложено князем Константином Острожским в 1514 году. А первый деревянный храм на этом месте существовал еще во время Гедимина.
На перекрёстке улиц Пилес, Диджейи и Латако обосновалась небольшая церковь во имя святой мученицы Параскевы Пятницы, или Пятницкая церковь. Именно в этом храме Петр Великий отслужил молебен за победу над шведами в Северной войне, и здесь же он крестил арапа Ганнибала, прадеда Александра Сергеевича Пушкина.
Вышли на улицу Пилес.
Колокольня костела Святых Иоаннов, который входит в ансамбль Вильнюсского университета. Ее высота 63 метра, и она долгое время считалась самым высоким сооружением в Вильнюсе.
К сожалению, в тот день туда мы так и не добрались.
Пройдя еще немного, эта улица привела нас на Кафедральную площадь.
На площади нас встречал со своим конем великий литовский князь Гедимин.
Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава располагается у подножия Замковой горы. Является ярким примером классицизма. Рядом находится колокольня, возведенная на башне Нижнего замка. Высота ее 57 метров.
Вид на собор с проспекта Гедимина.
Фасад венчают три статуи: посередине Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир.
В кафедральном соборе торжественно короновались великие князья литовские. А в 1927 году прошла коронация чудотворного образа Божией Матери Остробрамской.
Капелла Святого Казимира. Ее декорировал итальянский архитектор и скульптор Константино Тенкалла, который является автором знаменитой колонны Сигизмунда в Варшаве.
Здесь же погребались и выдающиеся люди Великого Княжества Литовского. Под собором покоятся Витовт Великий с супругой Анной, Великий князь Литовский и Король Польский Александр, жены Сигизмунда Августа: Елизавета Габсбургская и Барбора Радзивилл, призрак которой иногда видят во дворце Радзивиллов в Несвиже.
Декор портика.
Мы покинули Кафедральную площадь и прошлись еще по некоторым улочкам Вильнюса.
Костёл Всех Святых.
Дальше было решено забраться на башню Гедимина и осмотреть город свысока. Это отличная обзорная точка – высота горы 48 метров и еще башня 20. Просто класс!

Мы поднялись по дорожке, проложенной по склону горы и пошли в башню.
Сейчас тут располагается филиал Литовского национального музея. Экспозиция которого посвящена истории города.
                         Двуручный меч.

Железный волк.
Кстати, существует легенда основания Вильнюса, связанная с волком. Она рассказывает, что князь Гедимин, будучи на охоте, заночевал со своей свитой вблизи того места, где речушка Вильня впадает Нярис. И приснился ему сон. На высоком холме, что у самого устья, стоял огромный волк и очень сильно выл. Князь стал стрелять в волка, но стрелы отскакивали – зверь был железным. На следующее утро языческий жрец Лиздейка растолковал сон. Железный волк означал замок, который должен построить князь Гедимин  на горе в устье реки Вильни. И будет он неприступным и грозным, как тот железный волк, который был во сне. Так, согласно легенде, был основал Вильнюс.
Макет вильнюсского замка.
В помещении башни.
И, наконец, смотровая площадка, с которой открывается превосходный вид на Старый город и долину Вилии.
Вид на улицу Пилес и костел Святых Иоаннов.
Старый город и его храмы.
Дворец правителей и Кафедральный собор.
Вилия (Нярис) и новый район Вильнюса.
Гора Трех крестов.
Полюбовавшись на городские просторы мы отправились дальше к костелу Святых Петра и Павла…