Несвиж: Тайны Фарного костела



Вот мы снова в Несвиже. Середина мая не радует нас теплой погодой, поэтому старинный город встречает нас хмурыми серыми тучами и утренней прохладой. Но такая погода не мешает, а, даже наоборот, придает этим неповторимым местам еще больше таинственности.
Замок, старые парки, костел – всюду бывали, и не раз. Но на этом клочке земли сконцентрировалось столько истории, человеческих судеб, что сюда непреодолимо тянет назад, чтобы снова и снова погрузится в те незнакомые и загадочные для нас времена.

Свой рассказ я хочу начать с неповторимой красоты костела Тела Господня. А за помощью я обращусь к замечательной книге «Сокровища Несвижа», которую написала Клавдия Шишигина-Потоцкая, посвятившая всю жизнь истории города и Радзивиллов.
Здание костела, законченное в 1593 году, практически не изменилось за четыреста лет своего существования. Храм не перестраивали – только время от времени ремонтировали. Сегодня он прославляет талант архитектора, который перенес искусство барокко на несвижскую землю, и великий труд простых белорусских каменщиков.
Несвижская «фара» - один из лучших произведений итальянского зодчего Яна Марии Бернардони. Исследователи пока мало пишут про этого молчаливого монаха из Кома, одного из тех, кто принес на северные земли славян мощные идеи эпохи Возрождения. Это перед его работами в Кракове, Калише, Люблине люди из всех уголков планеты останавливаются в восхищении, готовые стоять на коленях перед чудом человеческого таланта, перед мастерством человеческих рук. Но именно в Несвиже великий итальянец оставил свой лучший труд, свою «лебединую песню».
В проекте несвижского храма архитектор использовал композиционную структуру римского собора Иль Джезу, трехнефной крестово-купольной базилики. В плане костел представляет собой крест.
В интерьере храма важную роль играет купол: он неожиданно наполняет светом продолговатое полумрачное помещение базилики, как бы поднимая и расширяя пространство.
Первоначальная роспись интерьеров не сохранилась. После пожара, который случился в середине VXII столетия, костел реставрировал О. Кригер.
Фрески, которые дошли до наших дней, написал несвижский художник Ксаверий Доминик Геский в 1751-1753 годах. Скорее всего, принимал участие в этом и его сын Юзеф Ксаверий.
Росписи храма представляют собой позднее барокко, хотя страстность этого стиля и приглушается влиянием классицизма с его строгими линиями.
Внутри храма Николай Криштоф Радзивилл Сиротка поставил несколько надмогильных памятников. Один из них – мраморный бюст семнадцатилетнего сына Сиротки, который умер в Болонье. Объемная фигура юноши сделана из разноцветного мрамора в барочном стиле. Справа от этой скульптуры находится еще надмогилье – из песчаника. По стилю его можно отнести к ренессансу. На этом памятнике изображен сам Сиротка. Он в одежде пилигрима, с палкой в руке и с широкополой шляпой за плечами. Комплект рыцарского оружия и знаки достоинства лежат отброшенные сзади. Над – барельефом длинная эпитафия на латинском языке, составленная самим магнатом. В ней сказано, что перед лицом смерти каждый не рыцарь, а только пилигрим-странник.
Спускаемся вниз…
В полуподвальном помещении костела, перекрытого массивными сводами, находится могильный склеп рода Радзивиллов. Возле входа - небольшая капличка с лепным алтарем…
…и железной решеткой.
 Свет в склеп идет через маленькие окошки. По бокам от прохода стоят на полу в два ряда одинаковые гробы из березовых досок, покрашенных в темно-коричневый цвет. Каждый гроб перевязан железной проволокой. На узлах, где соединяются концы проволоки, свинцовые пломбы с оттиском радзивилловского герба. На небольших табличках на латинском или польском языках написаны фамилии и титулы погребенных. Прочитать некоторые из надписей сложно, потому что краска частично стерлась или осыпалась.
Первое погребение датируется 1616 годом, последнее – 1936-ым.
Наиболее древние саркофаги находятся ближе к входу. В них нашли покой родоначальники несвижских Радзивиллов. В тупиковых помещениях нашли последний приют князья, которые умерли в конце XIX –  начале XX столетия. Отдельную, почетную камеру в склепе занимает семья Катерины Собесской, сестры  короля Речи Посполитой Яна III. Рядом с саркофагами родителей тут находятся двенадцать небольших гробов детей. 
Существует легенда. В ней Катерина представляется глубоко несчастной женщиной, которая часто хоронила своих детей, а потом годами ходила в трауре. Страдания матери были такими сильными, что даже ночью во время сна ее душа не знала спокойствия. Она оставляла тело и летела к подземелью, где были похоронены дети. Через узкие решетки душа добиралась до маленьких гробов и тут превращалась в сову. По очереди птица жутко плакала над каждым гробом. У тех, кто случайно оказывался неподалеку от костела и слышал эти крики, волосы на голове вставали дыбом, а некоторые даже теряли сознание.
Теперешние «жители» саркофагов при жизни оказывали воздействие на судьбы миллионов людей, пользовались трудом многочисленных крепостных, имели свои секреты и загадки, которые они забрали с собой в это молчаливое царство. Только легенды и предания пробуют приоткрыть их тайны.
Много историй связано с «горбатым» саркофагом. В нем, говорится в легендах, погребена княжна, которая полюбила простого парня и погибла за это. Девушка убежала с бала, когда ее собирались обручить с иностранным принцем. Любимый должен был ждать ее с одеждой и повозкой, чтобы вместе убежать из замка. Но про заговор узнали. Парня словили и посадили в башню. Княжна, на зная еще об этом, в бальном платье выбежала лютый мороз и в легких туфельках по снегу побежала на условленное место встречи. Ожидая на лютом морозе на потайной лавке, она замерзла и так окоченела, что ее не смогли положить в обычный гроб и были вынуждены похоронить в сидящем положении. Белорусский поэт Юрась Свирка по мотивам этой истории написал стихотворение «Предание».
Но в «горбатом» саркофаге нашли не молоденькую княжну, а пожилую княжну. Она имела уже детей и внуков. Об этом говорят венки с надписями «Дорогой бабушке от детей и внуков», положенные на металлический гроб.
Посетителям подземелья в костеле обязательно показывают необычную бочечку из дерева, которая размещается в металлической посудине, похожей на обычную выварку. В ней, бочечке, находятся останки человека.
Про этот необычный гроб существует множество преданий. Героем одной из них был князь, который очень любил охотиться, но к старости потерял возможность ходить. Его возили в тележке. В таком положении он даже пробовал выезжать на охоту. Многочисленные слуги гнали к князю заранее подготовленного медведя. Обычно зверь был старый и тихий и легко давал себя убить ослабленному охотнику, который считался очень метким. Но однажды князь только поранил зверя, который близко находился  возле неудачного стрелка. Мгновенно тихий медведь превратился в разъяренное, страшное своей дикой силой существо. Он навалился на беспомощного человека и, покуда опомнились слуги, загрыз его. То, что осталось от князя, говорит предание, и было положено в маленькую бочечку.
Поднялись наверх из крипты и снова очутились в окружении сказочных интерьеров костела. Сегодня нам повезло. Мы не только побывали в храме, но и спустились в усыпальницу Радзивиллов.
Уходить отсюда не хотелось. Но, посидев еще немного на старинных скамьях, мы отправились к выходу – нужно было отправляться в обратный путь.
Еще раз взглянули на величественный храм, попрощались с Несвижем и уехали, чтобы снова сюда вернуться.