Деревня Дубок: Затерянные в лесах


Уже далеко за полдень, и палящее майское солнце начинает свой путь к горизонту. А наше путешествие еще и не начиналось. Но мы не отчаиваемся – ведь темнеет уже поздно, и у нас в запасе есть часов 5-6.
Баки заправлены, навигатор ловит спутники – отправляемся в путь. Куда мы едем? Сморите дальше…


В бескрайних зеленых лесах, на самом берегу полноводной Вилии затерялась небольшая деревенька под названием Дубок. Расстояние небольшое – чуть больше 60 км, ориентировочно час езды. Тем более, сегодня, нам помогает навигатор – думаем, что доедем быстро. Но не тут-то было.
Вот уже и Сморгонь. Здесь начинаем поглядывать на экран нашего ориентирующегося в пространстве друга-навигатора, так как знакомая дорога уже закончилась. Решили проехать через деревню Мель и посмотреть на старый железнодорожный мост через Вилию, построенный во время Первой мировой войны. Вводим маршрут и продолжаем движение к цели. Тут-то и начинается все интересное…
Для начала за Сморгонью закончился асфальт, и за машиной потянулся шлейф едкой дорожной пыли.
 Через пару километров решили остановиться, размять ноги и заодно сходить к Вилии. Благо река текла у самой дороги - далеко идти не пришлось.
Люблю Вилию, очень красивая река.
Вскоре закончилась и гравейка – навигатор заставил свернуть в лес.
Пыль исчезла, зато появились корни, на которых машина постоянно стала подпрыгивать. Еще в лесу появились новые дороги, перекрестки, которых не было на карте. Навигатор стал понемногу доставать нас своим разговором, что мы, то повернули не туда, то ушли с маршрута, долго и упорно предлагал развернуться. В общем, мы удалили маршрут, и воцарилась тишина. Ехать стало намного приятнее.
Здешние места очень живописны, особенно в этот период года. На лугах набирает сочность зеленая трава, расцветают пестрые цветочки, а на деревьях, покачиваясь от легкого ветерка, шелестят молоденькие листики. Тишину нарушают лишь шустрые птички, распевающие свои веселые трели, да гул нашего двигателя.
Вот показалась первая деревенька – Мель. Роскошные дубы, маленькие домики на фоне свежей зелени и голубого неба – чем не картина, написанная самой природой.
Где-то за деревней на реке нужно искать мост.
Вскоре замечаем обломки бетона. Это, по-видимому, остатки паромной переправы.
У самого берега начинает распускаться желтый ковер.
Но моста нет, он где-то ниже по течению. Едем дальше.
Проехав чуть вперед, среди деревьев и кустарника замечаем серые и угрюмые опоры. Макушки их покрывают небольшие сосны и березки, тем самым внося немного жизни в этот старый, но все еще прочный бетон.
Этот мост возвели немецкие инженеры еще во время Первой мировой войны, и их же саперы его и взорвали, но уже во время Великой Отечественной. Так сказать, они его породили, они его и уничтожили.
Опоры сделаны качественно, с немецкой точностью и прочностью.
Наверное, и сейчас, будь он цел, смог бы выдержать железнодорожный состав. Но это уже все в прошлом.
Осмотрев еще и насыпь в лесу, полностью заросшую деревьями, двигаемся дальше.
В лесу начинает темнеть. Час, планируемый на дорогу, уже давно закончился. А до цели еще несколько километров.
Проезжаем деревню Ошмянец.
Дальше дорога на Новоселки.
Перед деревней небольшой объезд.
Чуток старого деревенского брука, короткая лесная дорожка, и мы, наконец-то, в Дубке. Цель достигнута? Ну уж нет. Еще необходимо найти, затерянные в лесах, стации Марианской Кальварии. Всего их семь.
Кальварией у католиков называются сакральные места, посвященные культу крестного хода, а стации служат остановками на его пути.
Проезжаем деревню и направляемся к реке. Слева от  дороги показывается небольшое строение. Это каплица Матери Божьей Скорбящей.
Наверху небольшой колокольчик.
Справа от двери соответствующий библейский сюжет.
Слева плита. Она призывает, чтобы каждый, кто эту каплицу минет, искренне помолился Святой Марии о душе Игнатия Сидоревича, умершего 20 июня 1936 года.
Порадовало сохранившееся внутреннее убранство.
У самого берега Вилии дорога совсем испортилась, а дальше и вовсе исчезла. Пришлось идти пешком. По дороге встретился такой вот крест. Может и он является одной из стаций?
Чуть впереди показывается грот, из-под которого бьет родник с прозрачной и очень холодной водой. В нише установлена белоснежная скульптура Матери Божьей.
Пробуем чистейшую ледяную воду и возвращаемся назад в деревню, чтобы еще найти каплицу Матери Божьей Неустанной Помощи. Уже совсем стемнело, и искать в незнакомом месте небольшой храм не было смысла. Но…
…здесь, как ни странно, нас выручил навигатор. На карте обнаружился значок, указывающий месторасположения искомого объекта. Осталось только дойти.
Солнце давно зашло за ближайший лес, оставив после себя догорающее зарево. В окнах деревенских хат зажегся свет. А мы, как разведчики, под пологом темноты подобрались к храму.
На возвышенности среди могучих вековых дубов и темных размашистых елей расположилась небольшая, построенная полностью из дерева каплица. Она настолько органично сочетается с этим таинственным местом, будто существовала здесь всегда.
Но если обратится к страницам истории, то можно узнать, что храм возведен всего лишь в 1928 году. И не такой уж он и старый.
Под сенью великана-дуба у старого покосившегося креста висит колокол.
На нем надпись: MOJ ŚLĄSK 1934. Колокол в 1934 году подарил костелу директор фабрики М.O.J. из Катовиц.
Уже много лет своим звоном он собирает христиан в этом замечательном и светлом месте.
Эта каплица, это место чем-то притягивали, держали меня. Несмотря на позднее время и предстоящий обратный путь не хотелось уходить…
Но, ничего не поделаешь, дорога зовет. И под впечатлением от этого загадочного места мы пошли к машине. Деревня уснула, и мы уехали.
Перед нами ночная лесная дорога…
…и светящийся навигатор, уводящий нас вдаль.
Назад поехали через Жодишки и Сморгонь в наше Молодечно. Оказалось куда удобнее, чем наш дневной, первоначальный маршрут.
Вот и сейчас, набираю текст и думаю, как замечательно было бы посетить это место на праздник, проходящий здесь в первое воскресенье июля. Погрузиться в ход самобытных и древних традиций.