Дворцово-парковый комплекс в Несвиже
поистине можно назвать белорусским Версалем. Именно здесь, в этом удивительном
месте, можно проследить всю историю знаменитого рода Радзивиллов и их родового
замка. Здесь, в тенистых аллеях старых парков, у стен старинного дворца, под сводами
величественного костела, каждый попадает в другой мир. Мир полный жизни,
загадок и тайн.
Далее, прямо по аллее,
выходим к дворцу. У одного из валов уже готов новый бастион, некогда
разрушенный шведами.
Мост еще не доделан.
Входим через арку ворот во внутренний
двор.
Теперь там нет ни клумб, ни елей, а все
заложено камнем. Остался лишь колодец. Становится интересно, а как дворик выглядел в далеком
прошлом?
Покупаем билеты на первом этаже и идем
смотреть восстановленные помещения. Поднимаемся по лестнице.
Попадаем в зал,
посвященный истории замка. Здесь старые фотографии, карты, макеты.
Как известно, замок начал строить
Николай Радзивилл Чёрный в 1551 году. А уже в 1580-х годах его перестройкой
занялся Николй Радзивилл Сиротка. Руководителем работ по возведению замка был
итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони. Замок теперь был окружен
земляным валом и рвом, заполненным водой, а по углам располагались бастионы.
Замок выдержал неоднократные осады
русских войск, но во время Северной войны шведам удалось его захватить. Они-то
и принесли основные разрушения.
Теперь замок нужно было восстанавливать.
Этот период связан с деятельностью Михаила Казимира Радзивилла Рыбоньки и его
сына Кароля Станислава Радзивилла Пане Коханку. В результате внешнее и
внутреннее убранство замка сильно изменилось. Именно на это время и приходится расцвет
дворца.
Карта Великого княжесва Литовского:
Таким замок был в XVI веке:
Далее – библиотека. Стеллажи книг,
старинный стол и, в конце зала, большой глобус. Вот и вся выставочная экспозиция.
Глобус, который нельзя трогать руками (гласит надпись на листике):
Интересный резной стол:
Библиотеку основал Николй Радзивилл
Сиротка. Она когда-то хранила архив Великого Княжества Литовского. А к концу XVIII века
в библиотеке насчитывалось около 20000 книг. В те времена она считалась
крупнейшей среди всех частных библиотек на территории Речи Посполитой.
Книга с гербом Радзивиллов:
На очереди еще одна комнат. Сделано все добротно, по-богатому. Особенно понравился потолок.
Осмотрев ее,
мы спускаемся обратно и покидаем замок. Для посещения открыта лишь небольшая
часть, но реставрация идет полным ходом, и вскоре восстановленный замок сможет
распахнуть все свои двери. Будем ждать...
Нельзя пройти мимо и несвижский парк, а
точнее парки. Всего их пять: Старый, Японский, Замковый, Новый и Английский.
Старый парк был заложен в последней
четверти ХIХ столетия.
Надпись на камне гласит, что эту аллею посадила Мария де Кастелян Радзивилл, а саженцы
были выращены из семян, привезенных из бывшего дворца в Берлине.
Уголок несвижского парка.
Камень в честь 25-летия основания парка.
Его установил в 1903 году Антоний Радзивилл.
Пришло время возвращаться назад. Но напоследок
я оставил самый интересный, на мой взгляд, объект Несвижа - Костёл Тела
Господня (он же Фарный).
Строил его все тот же знаменитый итальянский
архитектор Джованни Мария Бернардони в 1584—1593
годах. За все время своего существования костел ни разу не перестраивался и не
закрывался. Поэтому он такой, как и 400 лет назад.
Плита на стене костела. Надпись выполнена на
латинском. Понятен лишь какой-то промежуток времени: 4 мая 1620 ... 1634 25 апреля.
Завораживает внутреннее убранство костела. В украшении
использована живопись и резьба. Особенно притягивает взгляд роспись купола и
сводов.
Фарный костел является усыпальницей. В крипте под
храмом покоятся забальзамированные тела Радзивиллов многих поколений. Всего же
там более 70-ти захоронений.
О Несвиже и его культурных ценностях можно много
писать, но не все сразу. Думаю, в будущем к этой теме мы еще вернемся.
А наше путешествие подошло к концу. За день мы
посетили четыре замка, но, безусловно, этого времени мало для досконального
осмотра. Всегда остается какая-то закрытая дверь, за которую ты стремишься попасть
в следующий раз. Так и мы, едем домой и знаем, что когда-нибудь снова сюда
вернемся.